Страницы истории деревни Байгузино
   
Яңалыклар
 

 

 

Страница обновлена новыми фактами истории.

 Земляки, выходце из наших краев, мне очень важно знать ваше мнение на эту страницу. Здесь записана только несколько страниц из истории нашей деревни. Интересует ли вас летопись Байгузино?

 
История. Это жизнь, прожитая людьми. И всегда среди них находятся те, которые записывают про эту жизнь. Их называли летописцами. И у деревни Байгузино были свои летописцы. Последним летописцем деревни был Кильметов Талип Садыйкович. Он оставил после себя огромный труд, собрав в одно целое все записи от старейшин, с фактами и конкретными именами.
Но в жизни бывают и те,которые хотят со временем изменить память в выгоду ныне живущим. Сегодня перекраивается история, и выпускаются книги,в которых искажается и наша с вами история.Чтоб как то помешать этим горе историкам с сегодняшнего дня я начинаю предоставлять на ваше внимание отрывки из этой тетради.


.......................................


При взятии Казани на стороне царя Ивана Грозного воевали и татары под предводительством Шахгали. Среди воинов Шахгали в боях участвовали Гарай, Танып и основатель нашей деревни Байхужа. Они отличились в боях и были награждены. Царь каждому из них в награду дарил земли. Подаренные земли назывались дачами.
И так дача Гарая это земли окрестности реки Гарейка, северо-восточные области нынешнего Янаульского района, земли деревень Орловка, Арлян, Сандугач, Кыргый, Гундыр, Варяш и окрестности Щучье озера.
Дача Танып это земли окрестности реки Танып, земли нынешнего Бураевского района со всеми лесами и водоемами.
У Байхужы был шестилетний сын по имени Уран. Он свои земли записал на сына. Но Уран не смог увидеть эти земли. Но не суждено было Урану увидеть наши края. До приезда отца он умер. Но имя его жила долгие годы. Первые колхозы деревни Ст. Кудашего и Ст. Куюк назывались Уран и Уранским. Первый волостной кооператив организованный вновь в Янауле тоже назывался Уран. Хотя и нельзя, наверное, называть шестилетнего мальчика помещиком, но всё же начальству это не понравился. По ихнему мнению колхозы и кооперативы не должны носить имя помещика. И их переименовали.
Да некоторые историки толкуют, что Уран это название племени населяющие эти края в то время, но это не верно. Уран это имя определенного человека то есть имя сына Байхужы. Дача Урана это земли вдоль реки Буй, до реки Белая вдоль реки Камы, земли Калтасы, Чараул, Тат-Урады в сторону севера до земли Строгановых.
Тут уместно будет написать про "Земли Строгановых". В Уфе в краеведческом музее есть карта, выпущенная 1558 году департаментом географии Москвы. По этой карте северные земли от нас окрестности Мотовиловки, Перми называется "Земля Строгановых". История возникновения этих земель такова. Когда шли походы русских против Казани, на стороне русских был лазутчиком татарин Нигъматьян. Он передавал русским о планах татар, сведения о войск. Татары узнали про это и казнили его. С него живьем строгали кожу и мясо до костей. А кости выбросили русским. У Нигъматьяна остались двое сыновей им дали кличку Строгановы. Царь за заслуги отца сыновьям Нигъматьяна подарил эти северные земли от нас.
В 1560-65 годах Байхужа основал деревню. В дальнейшем именуемый Байгужа. - Байгузино. Когда он дошел из Москвы до своей дачи выбрал это место местом постоянного жительства. Сначала поселение называли «Хутор Байхужы» « Поселение Байхужы» . В те времена здесь были дремучие леса, озера и полноводные реки.
Байхужа привел собой родных и близких. Основали деревню 16-17 хозяйств.(известны 17 имен). Лет через 40-5- деревня начала расти за счет переселенцев. Переселенцы путем корчевания лесов осваевали новые земли для посева.
Не забывали Байгузинцы и границы своих земель отмечать. Они застолбили межу, под столб закапывали бутылку, наполненную с углем. Со временем столб может сгнить, но бутылка останется. (Построенная 1908 году почтовый тракт проходила как-раз по южной меже владении деревни Байгузино. Эта дорога начиналась в Уфе и проходила через Бирск, Чураево, Бураево, Кр-холм до Николо-Березовска.) Один из этих столбов сохранившихся до 1920ых годов находился в середине деревни Айбуляк возле мечети.
             Эх, моя Гыйзелбанат
            Очи твои черные
Была ли красавица Гыйзелбанат, в самом деле, но любил Байхужа петь эту песню. Эту песню записал Хабиб по рассказам Нигматуллы прожившей до 104 лет.
В 1580ых годах Байхужу убили. Убили его Амзинцы.
После планировки и отметки земель деревни, Байхужа приступил к планировке границ «Урановской» дачи. До его прихода в этих краях уже были деревни Старый Артаул, на устье реки Буй жили переселенцы из этой деревни Амзинцы. И так, загрузив в телегу географические карты, предписаниями царя, привезенные из Москвы, вместе с писарем Ульяном и кучером Уракай в сопровождении группы помощников, вышли в путь. Возле реки Кама, где река Буй сливается с Камой начал застолбить границы. (В картах Байхужы река Буй именовался «Уран река». В Уфе в краеведческом музее есть географическая карта именуемая «Русская империя 1773-1775 годах». В этой карте на территориях где сейчас мы проживаем, нет названии рек и деревень. Просто есть надпись по зеленой карте красными буквами «Уранцы».) Амзинцы увидев это, испугались. Они думали, что это старик хочет у них отнять земли. Решили убить его. Сами не убили, а наняли русских. Убили и все документы выбросили в реку.

И так в 1560-65 годах была заложена деревня Байгузино. Добравшись до Москвы пешком, в лаптях Байхужа возвращается в эти края богачом, хозяином больших земель. Сказать возвращается тут будет не точном, скорее приходит в эти края. Живущие люди в этих краях до его прихода, называют его богатом хозяином. На татарском языке - Байхужа. И имя человека основавшего деревню Байгужа может быть было и не Байхужа. Но деревню которую он основал называли Байхужа авылы.

У Байхужы был кучер по имени Уракай, и писарь Урбан (некоторые говорять Ульян, крещеный, из угро-финских племен).
Кучер основал себе деревню севернее от Байгужы деревню Уракай. Не там ,где сейчас находиться деревня Уракай, а чуть восточнее. Это место в наше время называется “ Талип чокыры”. Почему деревня потом оказался возле речки,мы вернемся чуть позже.
Писарь Ульян основал деревню Старый Орья- Иске Уржа. Но он там долго не жил. Вернулся в деревню Байгузино. Так как его сын принял мусульманство, и построил себе дом в южной части деревни Байгужы.
На земли Старой Орьи, в 1700 годах обосновались пришлые две марийцы: Атоми и Тотоми. За Камой в районе Кара куль есть две марийские деревни. Атоми и Тотами были выходцами из этих деревень.Про них узнали,когда по реке Орья стали приплывать щепки.

В первое время в деревне жили 17 хозяйств. Все они пришли в эти края вместе с Байхужой.


1, Байхужа. 7.Алмат 13.Хажи
2.Мухаммат 8.Валекай 14.Шамсимухаммат
3.Гайният 9.Мухаметжан 15.Хажиулла
4.Казиулла 10.Шахибхан 16.Шахартдин
5.Нарислам 11.Хадимухаммат 17.Дорхамиль
6.Балта 12.Ягафар


Балта,может Бикбалта, но интересен тот факт,что историк очень подробно описал этого человека. И очень многим,ныне живущим в деревне,Бикбалта являеться прапрадедеушкой.
Ягафар (не имеет отношение к нынешним Ягафаровым, Так как прадед нынешних Ягафаровых Габдрашит Ягафаров был родом из Деревни Кугарчен Борайского района. Он был муллой.

1687- ых годах, где начинается река Уржа (Орья) начали оседать марийцы. Они называли свои деревни Орьябаш. Марийцы приселялись в эти края спасаясь от невыносимых условии жизни. Начиная от 1687 года, реку, которая текла с западной стороны деревни Байхужы, стали называть Уржа (орья) 1692-93 годах ниже деревни запрудили реку и построили мельницу. Хозяином мельницы был Гайнемухаммат. Он был одним из самых богатых людей деревни. Мельницу построили марийцы из деревни Орьябаш. Рядом же с мельницей построили мост через реку Орья. С годами деревня возросла за счет приезжих. Многие из них работали на богатых. А те, которые имели возможности, корчевали лес и занялись земледелием. Чужие приносили с собой и беспорядки. Стали обычными кражи, драки. Чтоб соблюдать и установить порядок приехал кантон и назначил жителя именем Мухамматжан старшим. Хотя Мухаматжан сам не был грамотном, единственный в деревне умеющий читать и писать Зарифжан мулла по велению Мухамматжана начал регистрировать новорожденных и умерших, с указанием даты. Мухамматжан также ввел в деревне знаки (тамга) для каждого . Это было своего рода подпись жителей. Вот некоторые знаки 1. Род Габсадыйк (Отец Габманнава,прапрапрадедушка нынешних Манаповых и Ганиевых. Северная часть улиц Ачы и Школьная) ===== знак два ребра 2. Род Салим (Род автора этих строк(Кильметова) УКлица центральная,северная часть улиц Югары оч и Икенче урам а также жителей деревни Уракай) ===== знак три ребра. 3. Род Уразбая (Южная часть улиц Югары оч, Жители которые пошли от детей Ульяна. ) П знак ворота. Мухамматжан также организовал работы по возобновлению сгнивших межевых столбов. Для этого создал комиссию и главном назначил одного жителя. Звали его Насыйр.Разделял на делянки леса. В конце семнадцатого века на верховья реки Орья на южные границы деревни стали населяться русские. В начале их было очень мало. Они очень быстро разбогатели, у них много было скотины, и урожай у них был более высокий. Умели варить самогон. И с помощью самогона они с обманом заставляли татар и марийцев работать на мизерные суммы работать на русских. С годами их стало больше и больше. Они переселялись в наши края спасаясь от крепостного права. А в наших краях крепостного права не было. Вот так на юге Байхужы появился деревня Кырпы. И вот выше упомянутый Насыйр ,со своим другом Хабабжаном стали ходит к русским и подружились. Без ведомо жителей деревни они продавали земли и леса русским. Насыйр сам был очень вредным и страшным человеком. От него не только Байгузинцы,но и русские боялись, боялись что он поджигает их деревню, угонит скот. По этому они его все время встречали как большого гостья и поили самогоном. В начале ХVIII века в деревне провели планировку. ( В записях Калимуллы бабая это датировано 1690 годом. В этих же записях было записано,что из-за отсутствия в наших краях в то время больших городов, Планировалась превратить деревню в дельнейшем в уездный городок типа Бирска .) В древне Байгузине не было улиц. Люди строились как им хотелось и куда они могли строиться.
И вот приехал Колай кантон(по фамилии Ибраев,Родом из Борайского района деревни Колай) Собрал старейшин деревни, и сказал им, что деревня должна строится с улицами, с домами с двух сторон улицы, Улицы должны быть прямыми, чтоб с одного конца был виден другой конец улицы. После этого решили что деревня будет имет четыре улицы, через каждые 36 саженей на улицах сделать переулки с целью при пожарах чтоб огонь не распространялся по всей улице, (В настоящее время не осталось не одного переулка). Каждое хозяйство имело двор шириной 12 саженей, в длину 40 саженей.
План деревни
Со временем количество сельчан росло, и деревня стала ещё на две улицы больше. Прибавились улица Аркылы и улица Югарыоч.
Последующие кантоны после Колая тоже работали с целью превратить со временем Байхужу в город. Религиозное восстание в некотором роде тоже произошла именно из-за этого. По указу царя в деревне Байхужа должны были строит амбары, для хранения хлеба, которая будет закуплена из деревень в интересах царского государства. И так, для постройки амбаров начали у жителей собирать подписи. А народ все ещё был напуган от крещения. Потому что все ещё, где обманом, где насильно крестили татар. И это сбор подписей муллы объяснили народу, что белый царь хочет их обманут, вот, мол, собирает обманом ваше разрешение на крещение. И народ Байхужы восстал. К восстанию примкнули жители из других деревень. Чиновника, который приехал собирать подписи убивают, бумаги сжигают. Конные казаки быстро утихомирят восстание и забирают зачинщиков. Амбары все таки построили. Но не в Байхуже. А в Йобанае. (Была такая деревня, которая в последствии стал одной из улиц нынешнего города Янаул.) Семь штук их было. Один из них был ещё до недавнего времени.
Что интересно, вообще из древле жили консервативные, придерживающие за старое люди. !895 году в нашей деревне должны были построит «Школу грамоты».Не разрешили. Испугались, что дети научаться русской грамоте, примут христианство , станут урысами. Школу построили в соседнем Айбуляке. До не давнего времени в этой школе учились дети. Она сгорела 2007 году. И базар который был в Айбуляке должен был быть в Байгуже, но опять таки старики на разрешили, мол народ сопьется. станут воровать.
Для ведения управленческих дел ,начали организовать волости. И опять же в целях для превращения в дальнейшем Байхужу в город, деревню сделали волостным центром. В центре деревни построили двухэтажное деревянное здание. (Это здание и сегодня стоит на месте)
В первое время Байгузинская волость состояла из 45 деревень.

1, Байхужа. 16. Ямбарис 31. Каймаша
2.Айбуляк 17.Султый 32 Иске-Уржабаш
3.Янаул 18. Кечекыр 33.Яна-Уржабаш
4.Йобанай 19. Комалак 34. Бадряш-баш
5.Шудек 20.Уракай 35. Куюк
6.Иске-Уртавыл 21. Иске-Кодаш 36.Татар-Урада
7.Нукрат 22. Яна-Кодаш 37.Яна-Уртавыл
8.Кызыляр 23. Иске-Уржа 38.Варяш
9.Можга 24. Яна-Уржа 39.Туртыйк
10.Бадряш 25. Гудбур 40.Булат -Елга
11.Урдяк 26. Куник 41.Вояды
12.Карман 27. Эткена 42.Бадряш-Актау
13.Амзя 28. Кучте(Костино) 43.Карман-Актау
14.Кисаккаин 29.Исамат 44Ташлы-тау
15.Тартар 30.Ахтиял 45 Ошъя-Тау
После становления Байгузинской волости образовались ещё девять деревень. И они вошли в Байгузинскую волость. Эти деревни следующие:

1. Уштияк (Өштияк) 4.Ялгыз-Нарат. 7.Биек-Арка
2. Таш-Елга (Шурале) 5. Варяш-Баш( Шатын) 8.Байсар.
3. Акылбай 6. Исхак 9.Ахмиловка
Количество деревень в Байгузинской волости достиг до 54.
Во времена Становления волости в этих краях жили татары (типтары),башкиры, марйцы (чирмешы),удмурты(ары) .
До организации волости, делами управляли кантоны, которых назначали дворяне, Последним кантоном был Шангарай Бакиров, родом из деревни Кара-Кучка Актанышской волости. После образования волости дела перешли на руки старшин. Старшин тоже выбирали один раз в три года, богачи, жившие на этом же волости. Старшина мог наказать, был на волости самым большим человеком. Старшиной выбирали зажиточного человека. Первой старшиной был Сафаров Шарафетдин из деревни Ком (Амзя).
Первые старшины не умели ни писать ни читать. Вместо подписи они просто ставили печать. Не грамотные старшины с законами тоже не очень разбирались. Обычно дела управленческие выполнял волостной писарь. А писарем работал русский. Первым писарем Байгузинской волости был русский приезжий из Бирска. Были назначены жалованье, старшины получали 40 рублей, а писарь 30 рублей в месяц. Плюс к этому они не стеснялись брат взятки. Кильметов вот какой пример привел по этому поводу. Последний писарь из нашей волости Иван Степанович Земляников В нашу деревню пришел босым и нищим, пропитался на подаяния. Летом пас стадо. Откуда пришел никто не знал. Позже начал подработать мальчиком на побегушках, истопником печи в конторе. И потихоньку научился писать и читать. И стал помощником писаря. И через некоторое время стал писарем. Буквально через несколько лет в центре деревни бывший нищий построил огромный дом. После революции этот дом стал деревенским клубом. (которую снесли три года назад). Для сбора хлеба построил амбары на двух дворах (они были на месте правления колхоза и на месте магазина) Держал три мельницы. На реке Буй мельница Кызыл-яр обошлось ему на тысячу рублей, А Байгузинская ,на реке Орья с тремя камнями с вытяжкой, обошлось еще дороже, Так как на этой же мельнице были построены из кирпича зерносушилка и дом для тех кто приезжал на мельницу и для рабочих мельницы и амбары. Место этой мельницы и сегодня видно по оставшимся сваям. В течение тридцати пяти лет он был самым богатым в волости и держал народ в своих руках. Народ считал его большим правителем, хотя он был всего лишь волостным писарем. Кильметов автор этой рукописи лично знал этого писаря. О описывал его маленьким и толстым стариком с белой бородой. Перед революцией он убежал, бросив всё своё богатство. Есть такая поговорка: если русский богатеет, мельницу строит, если татар богатеет жениться. И в подтверждение к этому Русский строил мельницы. А вот другой богатый татарин мазин Зариф имел двух жен, а вот мельницы у него не было.
Вот имена старшин которые известны на сегодняшний день. Это Шариф-бай из Байгузино, Ахматша из Истяка, Латыйф из Киссак-каина, Зариф из Кызыл-яра, Нурислам из Конигово, Шахимардан из Айбуляка, Нургали из Иткенеево. Работу старшин контролировали богатые люди волости. Они через каждые три месяца собирались и проверяли старшину. По позже проверку начал проводит уже мировая судья. А ещё позже мировых судей заменил земский начальник. Волостные деревни разделялись по административным округам. По 5-6 деревень. На эти 5-6 деревень главными назначались старосты. А в каждой деревне главными назначались десятники. Мирские дела деревни решались в общих деревенских собраниях, где могли участвовать богатые и старейшины деревни. А молодые участвовать в собрании не могли. Разве только присутствовать ради интереса.

продолжение



Познай себя | | | | |