Страницы истории деревни Байгузино
   
Яңалыклар
 

 

 

Жизнь простого народа деревни Байхужа.

  Улицы Байгузино помнят много слез, пролитых во времена Ясачного сбора. Тех жителей, которые не могли выплатить ясачные налоги, подвергали к телесным наказаниям. Величина налога определяли по количеству окон в избах, по количеству дымовых труб на крыше. И те, которые были не в состоянии выплачивать налоги, вынуждены были жить без труб, и окна старались делать не более двух. Были даже безоконные избы. Некоторые вынуждены были пойти на преступления. Возле моста через реку Орья построили арестантский дом. Дом, который простоял до наших времен. Известно, что житель из деревни Амзя по имени Фаухедтин был арестантом три года. Он из-за долгов был вынужден выйти на большую дорогу, и грабит богатых. Также известно, что житель из деревни Ахтиял по имени Садретдин провел под арестом один год. Позже в волостях начали назначать из русских урядников. И судебные дела от рук старшин перешли к урядникам. В помощь урядникам появились стражники. В последние годы царского режима Урядником был Андрей Андреевич Карпов. Помимо службы ,он ещё занимался частным делом, Испекал булочки кренделя на продажу. Известно, что перед революцией в Байгузино жили русские по фамилии Земляников.Багудин, Карпов, Аксенов, Толмачев. Их дома стояли на центральной улице, где был клуб. И это улица называлась «Урыс урамы». У них не было земель, Занимались торговлей, держали мельницы, дома у них были большими и двухэтажными.
Когда строили первый волостной дом в Байгузино. В деревне не знали что такое стекло и свечи. Вместо стекла на оконные рамы натягивали….. а для освещения держали лучника за определенную плату. В обязанность лучника входило: днем заготавливать лучинок, а вечером освещать писарю, когда он писал документы. Со временем волостной дом перестроили, большим и двухэтажным. На этот раз окна застеклили. «И чтоб посмотреть на это чудо стекло, приходили не только Байгузинцы, но и из окрестных деревень приезжали. А когда привезли свечи за место лучинок, и вообще ахнули»(из записей Калимуллы). С годами в деревне расслоение населения стало ещё сильнее. Появились богачи со многими десятинами земли. Стало много таких, у которых не было ничего. В те времена земли не раздавали. Кто сколько смог корчевать ,столько и имел земли. Корчевкой могли заниматься только зажиточные, а те, у кого не было ни коня, ни еды корчевать не могли. Появились перекупщики зерна. Они за бесценок покупали у бедноты хлеба и перепродавали. В истории остались имена таких богачей «Шариф-бай, Фатыйх мулла, Ями, Тухфат, Кормыш, Камашы, Сарвар, Шамседтин, Насыйр, Вахиулла. У них и окна были застекленные и вечерами могли свечи зажигать. Шариф-бай чтоб охранять свое богатство держал медведя. Во дворе поставил столб и привязал на это столб медведя. Медведь лазил на это столб и тоскливо провожал проходящих по улице прохожих» (из записей Нигъматуллы)
Было много мельниц. Одна из них стояла на речке Матарча (Озын елга) Хозяином мельницы был Насыйр. И по сей день эти окрестности называются «Насыйр тау буе». Эту мельницу сожгли Русские деревни Карпы, когда шла бойня между деревнями. Мельница Сарвара стояла, где сливались речки «Тирэн елга» и речка «Сикерэ». Мельница Шариф-бая стояла на речке «Кара елга». На речке «Уржа» стояла большая мельница. Кроме этих ещё стояли три ветряные мельницы.
А у бедного народа как говориться: «Ни хлеба, ни подушки, а ребятишек пол избушки». Вечерами женщины под лучинкой пряли шерсть. А мужики делали лапти. Поужинали картошкой, запивали кипятком с казани. А чайника или самовара у них не было. Коротали вечера разговорами о жизни. Или запевали песню:
Янардагына янмас балавыз шэмнэн
Якты Яна каен чырасы
Арысландай кебек егетлэрне
Баса икэн донья нужасы.
Хотя и в деревне не было мест, где можно было собираться, отдохнуть, веселиться, среди населения были такие таланты, которые через песню могли сказать о трудностей жизни, Были у деревни свои скрипачи. Простому люду и эти маленькие радости запрещались со стороны мулл.
Население, измученное с тяжелом укладом жизни, попавшее в нищету от поборов ясачных налогов, был вынужден выступить на стороне Пугачева, под командованием Салавата Юлаева. Когда войска Пугачева шли с наступлением против войск Екатерины на сторону Сарапула, через Байгузино. К ним соединились 60 Байгузинцев, из деревни Уракай и Орья по 15,С Ямбарисово 30 человек. Многие из них не вернулись назад, погибли в боях вблизи города Сарапул. Салават Юлаев два раза проходил через деревню Байхужа: один раз, когда шел с наступлением и другой раз, когда отходил с тяжелым ранением в боях близ Сарапула.
С апреля 1874 года начали призывать на воинскую службу. А до этого призывали одного из тысячи на службу стрельцом. И он вынужден был служить 25 лет. Житель Байгузино Шамсутдин служил 25 лет. Он приходиться далекой дедушкой нынешним Тарисовым. Он был отцом или прадедом Ризтарис бабая. Шамсутдин успел пожить с молодой женой всего неделю. Его забрали на службу царю на 25 лет. Ушел на службу и пропал. Писать он не умел. Да и вряд ли в те времена письма ходили. А в семье у него происходили большие перемены. Молодая жена успела забеременеть от Шамсутдина. В положенный срок она родила сына. Когда настала время жатвы, она положила маленького на тележку и пошла в поле. Оставила сына в тележке, а сама начала работать. Когда пришла обратно к тележке проведать сына, видит, что тележку весь окутал рой пчел. Женщина не зная как спасти сына начала плакать, и тут шел рядом старик он собрал рой и сказал женщине, не плачь. Твой сын счастливый. Вот от его имени закрою этих пчел, и будете до приезда Шамсутдина жит и мед кушать. И в самом деле, годы шли, сын Шамсутдина рос. А пчелы приносили богатства. Построили дом. И скотины у них с каждом годом стала больше и больше. Не смотря, что сын вырос, он спал с матерью. Мать рассказывала ему об отце. И оба ждали его возвращения.
Прошли долгие годы. Шамсутдин вернулся. И увидев хозяйство, ахнул. Он же не знал, откуда все это. И засомневался он. Не стал домой заходит, а стал наблюдать за домом. Увидел свою жену, хотя она постарела, сразу же узнал её. Увидел парня лет 24-25 , который работал во дворе дома. И тут он подумал, что это молодой муж его жены. Когда мать с сыном улеглись спать, Шамсутдин с топором зашел в дом зарубит сына. Но каким то чудом проснулся его сын и вскрикнул. Проснулась и жена Шамсутдина и узнав его бросилась в обнимать его.
Историю про Шамсутдина записал Хабиб агай со слов Ныйгъматуллы. Первым призывником на солдатскую службу был Минша. Сын Даулатши. Служил он 11 лет. И во время службы не учил ни одного русского слова. Вторым призывался Хасан. Сын Габдель Вахаба. Служил 8 лет. Приехал с хорошим знанием языка. По приезду подрабатывал русским боярам и нажил себе много добра. Третьем призывником был Сагазетдин. Сын Гыйззатуллы.Отслужил он 6 лет. По приезду со службы был старостой в деревне. Последующие призывники служили по 4 года.

1877 году началось война Матарча.

Долгие годы продолжался распри из-за местности, именуемый в народе «Матарча», между Байгужой и русскими деревни Кырпа. Русские спилили лес в Матарче, корчевали и превратили местность для себя в пахотные земли. Сожгли мельницу в речке Матарча. Все это стало причиной для начало войны. Она продолжалась полторы месяца. На стороне русских выступали жители и татарской Кырпа. Так как Русские поджигали леса. И ночью было светло как днем. Байгузинские ночевали на поле боя. Тушили лесные пожары.
Предводителями Байгузинцев были Вахиулла и Вадигулла. Они были бедняками, не было у них ни дома, ни семьи. Они были здоровыми как кряж, и не знали страха. Они, взяв с собою таких же бесстрашных односельчан, ночами ходили в Рус Кырпы и уводили скотину, для приготовления пищи для воинов Байгузинцев. В одном из таких походов Вахиуллу поймали русские и убили. За его мертвое тело Байгузинцы три дня воевали. Его тело начало разлагаться уже. И на третий день, Вадигулла с пятью товарищами, убив двоих охранников, смогли забрать тело Вахиуллы для погребения. (В кладбище растет очень и очень старая береза - она растет на могиле отважного воина Вахиуллы).
Со стороны русских предводителем был ихний поп. Но и муллы Байгузинские не остались на стороне от этой бойни. Они поддерживали воинов и призывали убивать русских, обещая им рай на том свете.
Война шла, пока не приехал становой, он начал искать зачинщиков. Русские Кырпе взятками заинтересовали станового в свою пользу. Так как он был и сам русским, становой обвинил Байгузинцев и многих посадил в тюрьму. Шестеро Байгузинцев не смогли вернуться, Они умерли в тюрьме. Четверо :Хажимухаммат, Зекри, Нурдтин, Якуп через год вернулись домой. И они рассказывали, что целый год были в кандалах .Вадиуллу не смогли арестовать. Он успел убежать. (по рассказам Фарважедтин агая Якупова)
Через два года 1879 Байгузинцы опять вынуждены были встать на защиту своих границ. На этот раз они поднялись из-за земель Шамак против Гудбуровцев. Айбуляковцы воевали на стороне Гудбуровцев. И эту бойню остановил только приезд станового. Он обещал посадить всех Байгузинцев в тюрьму, если они не успокоятся. И предложил им создать комиссию и застолбить свои границы. Осенью 1879 года, в деревню прибыл землемер Машков из Бирского уездного земства. По приезду Машков создал комиссию. Куда входили жители из соседних деревень. Из деревни Байхужы в комиссию вошли 12 человек. Председателем комиссии назначили Калимуллу. (Историю деревни записал как раз и Калимулла бабай-отец заседателя Зарифа) Калимулла умел читать и писать и мог свободно говорить на русском языке. Машков квартировал у него……….
Следующие страницы истории я буду размещать на сайте на татарском языке продолжение





Познай себя | | | | |